Физическая культура как феномен культуры

 
   

Физическая культура как феномен культуры

Физическую культуру можно определить как преобразование природного начала в самом человеке. Общественное бытие предъявляет ряд требований к каждому человеку. Некоторые из них касаются физических проявлений человеческого тела. Нормальный здоровый человек передвигается в пространстве, манипулирует предметами, общается с помощью речи, ему присуща определенная мимика, жестикуляция; целый ряд профессий и занятий предполагает тренированные физические умения, навыки. Очевидно, все это является результатом целенаправленного культурного воздействия, а не естественным свойством живого существа.

Как и все другие формы культурного творчества, физическая культура исторически изменчива. В основе современной физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, ответственность за которую лежит, в первую очередь, на родителях. Она протекает обычно как нечто «само собой разумеющееся». Однако ее культурное значение огромно, так как эта подготовка обеспечивает развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения). Иначе говоря, это решение таких ответственных задач, как обучение ребенка родной речи, прямохождению, перемещению предметов, подвижным играм, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

Содержание и диапазон домашней физической подготовки складывались на протяжении тысячелетий. Уже в первобытной культуре существовали некоторые традиции физического воспитания. Например, известны обряды инициации, которые содержали в себе испытания выносливости, силы, ловкости и других, ценных для сообщества физических кондиций молодого человека. Элементами древнейшей физической культуры можно считать правила брачного поведения, деторождения, воспитания малышей, народные игрища, а также известные людям меры продления жизни (отбор пищи, народная медицина), борьбы с неблагоприятными природными факторами. Цель этих действий очевидна — это укрепление рода, сохранение семьи.

На основе древнейших традиций физического воспитания позже формируется античная физическая культура. В ней воплощаются особенности античного мировосприятия. Свободные люди (а поначалу это была только родовая аристократия) возвеличивали свои физические достоинства. Дух соперничества проявлялся в первых олимпийских играх. В кулачном бою, беге или борьбе аристократ доказывал свое право управлять другими людьми. Телесное совершенство человека есть одна из главных ценностей для античной эпохи, поскольку красота тела, как считали древние, неразрывно связана с благородством, мужеством и другими нравственными достоинствами. Греки назвали идеал высокой нравственности и физического развития калокагатией (буквально означает «прекрасное и доброе»). Они были уверены, что красивые и физически сильные люди обязаны также быть умными и добрыми; конфликт между этими качествами немыслим.

Высокий культурный статус телесного совершенства подтверждается и тем, что физическая подготовка становится обязательным компонентом образования. Так, в древнегреческой школе мальчики занимались со взрослыми наставниками гимнастикой и пятиборьем. В Спарте физическое воспитание было военизировано, но в демократических Афинах его целью было формирование гармонически развитой личности. В победителе олимпийских игр видели олицетворение общественного идеала.

Подобно древнегреческой, ступенчатые системы физического воспитания, гармонизированного с интеллектуальным и нравственным развитием, появляются в древней Индии (хатха-йога) и в древнем Китае (цигун и другие школы).

В средневековье античные традиции физической подготовки видоизменяются, некоторые из них становятся профессиональными (военно-прикладные занятия). Однако появляется новое, противоположное античности отношение к человеческому телу, порожденное религиозным сознанием. Например, христианство, мусульманство и буддизм разрабатывают особые практики аскетизма (затворничество, пустынничество, самоистязания, посты, длительные медитации и т. п. ). Ценность человеческого тела отвергается в пользу духовности, они противопоставляются как низкое и высокое, греховное и святое.

Основная цель своеобразной средневековой физической культуры — выработка способности освобождать дух от сиюминутных потребностей тела, культивировать дар мудрости, предвидения и мистического исцеления. Этот тяжкий труд вел к святости немногих, но способствовал формированию массовых представлений о постыдности обнаженного тела, его естественных проявлений. Физическая сила, красота, достоинства разума и морали существовали как отдельные категории. Их соединение в одном человеке воспринималось как некое чудо (в хрониках рассказывается, что толпы людей ходили за Фомой Аквинским, удивляясь красоте и силе великого философа). Средневековое сознание видело в женской красоте дьявольское искушение, а в заботах о внешнем виде — суетность, греховность помыслов.

Новый этап развития физической культуры начинается в новое и новейшее время. Благодаря более тесным контактам разных культурных регионов земли появляется возможность взаимовлияния, а затем и синтеза разнообразных форм физической культуры. Роль и значение физической культуры получают теоретическое обоснование в науках (медицина, биология, психология, педагогика) и подтверждение на практике (в общественных и частных учебно-воспитательных заведениях, в военной подготовке).

Приоритет научного мышления в современной цивилизации привел к изменению многих стереотипов восприятия человеческого тела и его проявлений. Люди все больше осознают культурную ценность здоровья и здорового образа жизни. В то же время технический прогресс привел к усовершенствованию общественной и личной гигиены, улучшению питания, победе над многими опасными болезнями.

Современный человек, как правило, выше ростом, живет дольше, чем его предки. Однако цивилизованная жизнь таит в себе множество новых опасностей. Гиподинамия, переедание, стрессы, экологическое загрязнение природной среды вредны не в меньшей степени, чем голод, антисанитария и каторжный физический труд. Поэтому в большинстве развитых стран в число признаков культурного человека входят регулярные занятия спортом, активная забота о здоровье, тщательное соблюдение гигиенических требований и т. п. Широко распространено включение этих норм в корпоративные требования к работнику. Избавляться от болезней, равно как и от пристрастия к спиртному, наркотикам и табачным изделиям обязан каждый, кто заботится о высоком заработке и профессиональном росте.

Развитие физических возможностей человека, как показывает история, может идти различными путями. Однако, в целом, представление о телесной красоте зависит от универсальных принципов и установок цивилизации. В течение последних столетий возник феномен спорта — нового вида массового зрелища, в котором объектом любования и эмоционального сопереживания оказывается соревнование людей, специально тренирующих те или иные физические умения. Как известно, в профессиональном спорте отрабатываются методики не только физического тренинга, но и химико-фармакологического воздействия на организм спортсмена, что может быть очень опасно для его здоровья. Дух честного спортивного соперничества, так привлекающего современных людей, к сожалению, искажается влиянием политики, бизнеса, идеологии. Вместе с тем, развитие спорта активно влияет на физическую культуру, задавая особый стиль жизни и новые, более высокие стандарты физической подготовки каждого человека.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

1. Структура культуры и ее основные элементы
2. Духовная культура. Мифология. Религия
3. Духовная культура. Искусство 

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *