Социальные функции культуры

 
   

Социальные функции культуры

Культура как способ организации общественной, групповой или индивидуальной жизни, допускает возможность самых разно­образных решений человеческих проблем, применительно к кон­кретным условиям социокультурного времени и пространства. Ка­кие же функции должна осуществлять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность жизни людей, а с другой — сделать возможными новые подходы к меняющемуся миру? Иными словами, что входит в круг деятельности, в основные социальные обя­занности культуры?

Структурная сложность общества обуславливает много­функциональность культуры. В культурологии предпринимаются попытки сгруппировать различные функции, выстроить их иерар­хию. Например, предлагается выделить (1) адаптивный, (2) регу­лятивный и (3) познавательный комплексы функций, объединяе­мые основной задачей воспитания высоконравственной, гуманной личности. К первому комплексу отнесены адаптационная, социа­лизирующая и гармонизационная функции. Культура, с этой точки зрения, выстраивает стратегию приспособления общества к окру­жающей среде, вхождение человека в коллективную жизнь, а также согласование иррациональных и рациональных сторон индивиду­ального бытия.

Регулятивный комплекс — это взаимосвязь аксиологической (ценностной), нормативной и семиотической функций. Иными словами, благодаря существующей в культуре системе норм чело­век вырабатывает ту или иную ценностную ориентацию (действен­ные предпочтения). В то же время, культурные нормы выступают как более или менее строгие требования, подчиняющие отдельного индивида сообществу. Чтобы сохранить и продлить действенность столь важных правил, вырабатываются всевозможные средства их фиксации — знаки и символы (семиотическая функция).

Познавательный комплекс может рассматриваться как объе­динение гносеологической, коммуникативной и трансляционной функций культуры. Задачей культуры, в данном аспекте, становит­ся накопление и передача знаний, необходимых для освоения ми­ра.

Для организации жизни общества, если иметь в виду коллек­тивные потребности людей, наиболее существенными, ведущими являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации, которые пронизывают весь круг задач культуры.

Коммуникативная функция культуры заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них, перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обме­на данными, мыслями, чувствами. Культура не обеспечивает пере­дачу информации автоматически, в отличие, скажем, от генетиче­ского кода в природе, даже когда речь идет о выживании сообще­ства. Общение как культурный процесс должно постоянно поддер­живаться творческими усилиями его участников. Оно требует от человека умение оформлять содержание собственного сознания и понимать других людей.

Величайший продукт культуры, который обеспечивает ком­муникацию — слово. Речь, устная и письменная, есть древнее и вечно молодое работающее изобретение культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль изреченная есть ложь», подчеркивая отличие индивидуального переживания от его словесного выраже­ния «для других», потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно под­чинило себе и преобразовало наглядно-образную коммуникацию (показ, передача образов и чувств через внушение, сопереживание и др.), имеющую более древние корни, чем речевое общение.

О высоком культурном значении речевой коммуникации сви­детельствует широко распространенная во всем мире практика включения в школьное и университетское образование громкого художественного чтения, тренировки быстрого чтения (начальная школа), сочинения и пересказа (в средней школе), составления и произнесения докладов, дебатирования и управления дискуссией (в высшей школе). В Японии, например, в пятидесятые годы прошлого столетия была разработана программа «Языковое сущест­вование», имеющая научное, педагогическое и практическое со­держание. Резонно отмечая скудость природных ресурсов и высокую плотность населения, авторы этой программы предложили об­ратить внимание на культурный потенциал народа и повысить его эффективность путем реформы речевой деятельности и языка. Так, взамен сословной вежливости предлагались общенациональ­ные, более демократичные формы речевого этикета. Но в отличие от послереволюционной России, где этикет был сознательно упро­щен и огрублен как еще один вызов в жестокой классовой борьбе, в Японии главной была задача созидания атмосферы социальной кооперации, комфорта, поддержания общественного единства. По мнению японцев, речевая коммуникация, построенная на всеобщей взаимной вежливости, с учетом народных традиций, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда, смягчает соци­альные конфликты.

Трансляционная функция культуры — это, по сути, та же ком­муникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирова­ния жизни. Этого требует, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культур­ные факторы.

Трансляция — всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компо­ненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на фор­мирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы при­выкли называть системой воспитания и образования.

Материальная, или предметная сторона культурной транс­ляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превра­щается в техносферу. Особое значение для выживания человече­ства имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свой­ствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую дея­тельность.

В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответ­ственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты откры­вают и космические программы, технологическое освоение около­земного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы.

Изучение возможностей функции культурной трансляции по­казывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью из­менили мир, и тем самым поставили нас, своих наследников, в но­вые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необхо­димость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками.

Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ни­ми — таково основное назначение функции трансмутации.

Напри­мер, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказан­ная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли беско­нечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации — наука, философия, искусство и др. В них вы­рабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества.

Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой, рекреативной, стилеобразующей и прочих задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавле­нии биологической агрессивности человека социальными средст­вами, преобразовании ее в социально приемлемые формы (худо­жественное и техническое творчество, спортивное состязание, на­учная полемика).

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

1. Основные функции культуры
2. Сущность культуры
3. Структура культуры и ее основные элементы
4. Предмет и объект культурологии
5. Исходное значение термина «культура» и современное содержание этого понятия

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *