Культура Западноевропейского Возрождения

 
   
Все статьи сайтаКультурологияИсторические типы культуры → Культура Западноевропейского Возрождения
Культура Западноевропейского Возрождения

Термин «возрождение» (Ренессанс — фр.) былвведен ита­льянским историком искусства Дж. Вазари для обозначения сравнительно небольшого — с 1250 по 1550 гг. — периода ита­льянского искусства. Вначале он означал связь с античной тра­дицией и культурой, интерес к которой раньше всех пробудил­ся в Италии. В дальнейшем содержание термина Возрождение развивалось, и в законченном виде под этим термином пони­малось освобождение науки и искусства от богословия, секу­ляризация культуры, что отвечало интересам молодой буржу­азии, которая все громче о себе заявляла в городах. В конеч­ном итоге культура Возрождения стала олицетворяться с ве­рой в человека, в его творческие возможности, с гуманизмом и героическим оптимизмом. 

С социологической точки зрения это городская культура. Развитие городской культуры было связано с развитием простого товарно-денежного производства. Особенно интенсив­но развивались итальянские города. В силу их географическо­го положения они стали центрами транзитной торговли меж­ду Западом и Востоком. В это время формируется новая кар­тина мира. Большую роль в этом сыграли великие географи­ческие открытия и новое представление обустройстве вселен­ной в противовес Библейским представлениям. Торговые свя­зи Европы способствовали тому, что начались поиски новых морских путей. Португалия, в силу своего географического по­ложения, становится ведущей морской державой. В конце XV века португальцы открыли морской путь в Индию, обогнув Африку. Это сделала экспедиция Васко да Гамы. В 1492 году Христофор Колумб в поисках богатой золотой страны открыл Новый Свет — Америку.

В1519—1521 годах флотилия Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара. В середине XVII века голландские мореплаватели от­крыли берега Австралии, французы обосновались в Канаде. Семен Дежнев и Федот Алексеев открыли Берингов пролив, новгородцы преодолели огромные пространства Сибири. Эти великие географические открытия не только стали началом колониальной эпохи, но и перевернули в сознании передо­вых людей библейскую картину устройства Вселенной.

Этому способствовала и наука Возрождения. Галилей, ос­новоположник науки Нового времени, считал, что само твор­чество человека является основой науки. Открытие им гелио­центрической модели устройства Вселенной имело огромное значение для утверждения новой картины мира.

Николай Кузанский, Пико Делла Мирандолла — гумани­сты этого времени, смело ставили вопросы о совершенстве и достоинстве человека, утверждая, что если Бог создал самого себя, то и человек должен создавать самого себя.

Хронологически Возрождение делят на следующие этапы:

• Предвозрождение — (XII — XIV вв.);

• Раннее возрождение — (XIV- XVвв.);

• Позднее возрождение — (1540 — 1580 гг.).

Для культуры Возрождения характерны: 

• индивидуализм — абсолютизация человеческой лич­ности;

• гуманизм — утверждение нового мировоззрения, сущ­ность которого, человек — мера всех вещей;

• опытное познание мира — природы и человека;

• переосмысление христианской традиции и освобожде­ние науки и искусства от господства церкви;

• становление искусства как профессиональной деятель­ности, совершенствование его видов и жанров.

Возрождение — самый яркий этап в развитии европейс­кой культуры. Уходил в прошлое феодальный мир, Средне­вековье, возникало новое светское мировоззрение, перед че­ловеком возникли новые горизонты, выковывались новые формы жизни и новые характеры.

Итальянские гуманисты: Пико Делла Марандола, Франческо Петрарка, Батиста Альберти — направляют свои инте­ресы не на божественные, а на человеческие дела, преподно­сят разум, как главное орудие познания. Мир для них — сфе­ра приложения человеческого разума и воли, а человек — как самодостаточная личность, велик и прекрасен. Лозунг Сред­невековья: «Бог может все» сменяется другим: «Человек мо­жет все!». 

Раньше всех Возрождение проявилось в Италии. Эта стра­на находилась на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII веку здесь окрепли, помимо Рима, такие города как Ве­неция, Неаполь, Флоренция, Генуя, которые были независи­мыми республиками. Италия находится на острие историчес­кого прогресса, здесь живы античные традиции, сохранились памятники великой античной культуры: храмы, дворцы, скульптурный портрет, древние рукописи.

Но не только это способствовало открытию нового типа личности. Шел глубинный процесс освобождения человека от феодальной зависимости. Формировалась городская куль­тура, расцветали ремесла, развивались рыночные отноше­ния, что требовало нового человека. Возникло желание со­здать гармоничную общественную среду, так называемый «идеальный город». Автор одноименного трактата Альберти, писал, что красота этого города должна быть рационально продумана с точки зрения архитектуры и благоустроена для всех социальных слоев. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенство­вания личности. Такая среда смогла бы сформировать и иде­ального человека, который представлялся как творчески ак­тивная, душевно спокойная, мудрая и величественная лич­ность. Набор этих качеств составлял основу гуманистичес­кого идеала Возрождения.

Гуманисты были творцами новой системы знаний. Это не только великие писатели, художники, скульпторы, но и свя­щенники, юристы, купцы, ремесленники. Основная идея гу­манизма заключалась в том, чтобы реальный, земной и внут­ренне свободный человек стал мерой всех вещей. Человек — это великое чудо, живое существо, достойное восхищения, — утверждал Пико Делла Мирандолла.

Не следует думать, что на культуру Возрождения переста­ли оказывать влияние христианские традиции. Но человек в эпоху Ренессанса перестал опираться только на небо. Он по­верил в свои творческие силы, опираясь на традиции класси­ческой древности (античности). Платонизм стал притягатель­ным философским учением, хотя его содержание и было очи­щено от догматики Средневековья.

Крупнейшим представителем новой культуры является великий итальянский поэт Данте Алигьери {1265—1321). Дан­те — автор «Комедии», получившей название «Божествен­ной». В типичном для средневековья сюжете — путешествия поэта по Аду, Чистилищу и Раю, Данте сумел выразить новое личностное отношение к грешникам — героям поэмы.

Один из первых гуманистов Италии — Франческо Пет­рарка (1304—1374). Он стоит у истоков национальной итальян­ской литературы, является творцом новой европейской ли­рики. Его знаменитая «Книга несен» стала манифестом зем­ного человеческого счастья. Ф. Петрарка в своем творчестве не только воспевает зем­ную любовь, но и задумывается над противоречивостью своих чувств, анализирует свой внутренний мир, касается мо­ральных и политических тем. Все это делает его одним из са­мых ярких гуманистов Возрождения.

Друг Ф. Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375) — в отличие от него прозаик, автор психологических повестей и новелл. Вершина его творчества — бессмертный «Декамерон» — сборник реалистических новелл, в которых он показывает человека таким, каков он есть в соответствии с законами при­роды. Жизнерадостная, гуманистическая, сатирическая на­правленность новел Боккаччо была ударом по запретам хри­стианской морали на чувственные радости, шла вразрез с религиозно-аскетическими догмами средневековья.

Появление в эпоху Возрождения личности яркой, твор­ческой, универсальной, способной проявить себя в науке, в искусстве и в других видах деятельности стало реальностью. Вот почему мастеров Возрождения называют титанами.

Личность и творчество Леонардо да Винчи (1452—1519) обычно приводят в качестве примера «титанизма». Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музы­кантом, математиком, анатомом, ботаником, военным и ин­женером, изобретателем. Чертежи многих машин и механиз­мов, найденные в его рукописях, говорят о том, что он пред­восхитил многие открытия механики и техники XIX века.

Другой великий мастер эпохи Ренессанса — Микеланджело Буонарроти (1475—1564) тоже был универсальной лич­ностью: он прославил себя как скульптор, архитектор, худож­ник и поэт.

«Певец Мадонн» — Рафаэль Санти (1483—1520) — третий из троицы наиболее знаменитых мастеров итальянского Вы­сокого Возрождения, личность титанического склада: худож­ник, архитектор, монументалист, мастер портрета и декора.

«Северным Леонардо да Винчи» называют представите­ля немецкого Возрождения — Альбрехта Дюрера (1471—1528). Теоретик искусства, художник, выступающий и в технике резцовой гравюры, акварели, автор «Четырех книг о пропор­циях», он ярко олицетворяет разносторонность, универсаль­ность мастеров Ренессанса.

Вершиной французской литературы Возрождения явля­ется творчество Франсуа Рабле (1494—1553). Сказка-сатира «Гаргантюа и Пантагрюэль» принесла ему славу. В этом про­изведении Рабле сатирически изобразил феодальный мир. Подверг едкой критике средневековую схоластику и религи­озный фанатизм. Писатель, опираясь на народные, фольклор­ные традиции, пропагандировал идеал гармонически разви­той личности, утверждал гуманистическую систему воспи­тания.

Творчество Вильяма Шекспира (1564—1616) великого анг­личанина — обычно относят к позднему Возрождению. Ав­тор многочисленных сонетов, комедий, трагедий и трагико­медий отразил в своем творчестве «сумерки Возрождения», когда пафос, радость и уверенность в близком прекрасном будущем у многих гуманистов сменилась разочарованием и даже ощущением трагичности бытия.

Испанское Возрождение дало мировой литературе твор­чество Сервантеса и Лопе де Беги. Сервантес создал новый тип эпического жанра — реалистический роман. Образ Дон Кихота стал нарицательным. Интеллигентный и наивный, трагичный и комичный, мудрый и безумный в своих действи­ях, Дон Кихот стал созвучен людям разных поколений своей искренностью, благородством чувств, незащищенностью. Это мечтатель, стремящийся достичь недосягаемого, неспособ­ный разобраться в сложностях реальной жизни.

При анализе культуры Возрождения многие исследовате­ли отмечают ее противоречивость. Есть основания говорить даже об «обратной стороне титанизма».

Противоречивость возрожденческого гуманизма нашла свое отражение в том, что многие гуманисты были привер­женцами христианской веры и католической церкви, хотя и ставили авторитет античности выше ее догматов. Среди гу­манистов было немало верующих, хотя они бичевали пороки и нравы священников и церковников. В искусстве эпоха Возрождения стала периодом рожде­ния трех величайших европейских систем: маньеризма, ба­рокко и рококо.

Маньеризм — (манера, стиль), стилевое направление в за­падноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Для художников этого направления характерно субъективное восприятие мира, ощущение его не­устойчивости, трагичности, беззащитности человека.

Барокко — (странный, причудливый), направление в евро­пейской дворянско-церковной культуры XVI века (Италия, Испания) — середины XVIII века (Венгрия, Славянские стра­ны). Барокко связано со значительными переменами в куль­туре Ренессанса. Возрождение перестало быть только италь­янским феноменом. В Европе появилось новое многоликое движение — контрреформация, которое стремилось приос­тановить поступательное движение истории. Интеллектуаль­ная революция XVII века была подготовлена философией Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, трудами Г.Лейбница.

Барокко — это стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-об­разным мышлением. В живописи, архитектуре, художествен­ной литературе — это преувеличенный пафос, импозант­ность, напряженная экзальтация, монументальность. Это спо­собствовало появлению новых жанров искусства — оперы и балета. В мировой художественной культуре барокко пред­ставлено поэзией М.Ломоносова, Г Державина, трагедиями П.Кальдерона, архитектурными сооружениями Л.Бернини, В.Растрелли, портретами П.П.Рубенса, музыкой А.Вивальди и И.С.Баха.

Рококо — (раковина, узор из камней и раковин), западно­европейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Воз­никло и достигло расцвета в 20-40 гг. XVIII века во Франции. Рококо стало украшением праздной жизни беспечной, изне­женной дворянской знати, предметом ее эстетического на­слаждения. Игривость, легкомыслие, остроумие, стали модой высшего света, и это нашло отражение в живописи, керами­ке, резьбе, архитектуре, ювелирных изделиях, безудержной росписи внутренних интерьеров зданий, росписях стен, пла­фонов и т.п.

В заключение следует отметить, что влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь зна­чительным. Значение этой культуры проявилось не столько в произведениях искусства, сколько в открытии человека, спо­собного оценить себя и быть самому себе опорой. Культура эпохи Возрождения восстановила античное понимание чело­века: человеческое достоинство определяется его делами здесь, на земле, а не в загробном мире. Господство строгой аскетической морали средневековья в обществе гуманиста­ми было разрушено, хотя это имело не только политическое значение. Семена, посеянные гуманистической культурой в области образования, науки, дали всходы значительно позже, в последовавшее за Возрождением Новым временем.

Читайте также:
Средневековая культура
Культурное значение Реформации
Культура Нового Времени
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века

   

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях:

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *