Культура Западноевропейского Возрождения
Термин «возрождение» (Ренессанс — фр.) былвведен итальянским историком искусства Дж. Вазари для обозначения сравнительно небольшого — с 1250 по 1550 гг. — периода итальянского искусства. Вначале он означал связь с античной традицией и культурой, интерес к которой раньше всех пробудился в Италии. В дальнейшем содержание термина Возрождение развивалось, и в законченном виде под этим термином понималось освобождение науки и искусства от богословия, секуляризация культуры, что отвечало интересам молодой буржуазии, которая все громче о себе заявляла в городах. В конечном итоге культура Возрождения стала олицетворяться с верой в человека, в его творческие возможности, с гуманизмом и героическим оптимизмом.
С социологической точки зрения это городская культура. Развитие городской культуры было связано с развитием простого товарно-денежного производства. Особенно интенсивно развивались итальянские города. В силу их географического положения они стали центрами транзитной торговли между Западом и Востоком. В это время формируется новая картина мира. Большую роль в этом сыграли великие географические открытия и новое представление обустройстве вселенной в противовес Библейским представлениям. Торговые связи Европы способствовали тому, что начались поиски новых морских путей. Португалия, в силу своего географического положения, становится ведущей морской державой. В конце XV века португальцы открыли морской путь в Индию, обогнув Африку. Это сделала экспедиция Васко да Гамы. В 1492 году Христофор Колумб в поисках богатой золотой страны открыл Новый Свет — Америку.
В1519—1521 годах флотилия Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара. В середине XVII века голландские мореплаватели открыли берега Австралии, французы обосновались в Канаде. Семен Дежнев и Федот Алексеев открыли Берингов пролив, новгородцы преодолели огромные пространства Сибири. Эти великие географические открытия не только стали началом колониальной эпохи, но и перевернули в сознании передовых людей библейскую картину устройства Вселенной.
Этому способствовала и наука Возрождения. Галилей, основоположник науки Нового времени, считал, что само творчество человека является основой науки. Открытие им гелиоцентрической модели устройства Вселенной имело огромное значение для утверждения новой картины мира.
Николай Кузанский, Пико Делла Мирандолла — гуманисты этого времени, смело ставили вопросы о совершенстве и достоинстве человека, утверждая, что если Бог создал самого себя, то и человек должен создавать самого себя.
Хронологически Возрождение делят на следующие этапы:
• Предвозрождение — (XII — XIV вв.);
• Раннее возрождение — (XIV- XVвв.);
• Позднее возрождение — (1540 — 1580 гг.).
Для культуры Возрождения характерны:
• индивидуализм — абсолютизация человеческой личности;
• гуманизм — утверждение нового мировоззрения, сущность которого, человек — мера всех вещей;
• опытное познание мира — природы и человека;
• переосмысление христианской традиции и освобождение науки и искусства от господства церкви;
• становление искусства как профессиональной деятельности, совершенствование его видов и жанров.
Возрождение — самый яркий этап в развитии европейской культуры. Уходил в прошлое феодальный мир, Средневековье, возникало новое светское мировоззрение, перед человеком возникли новые горизонты, выковывались новые формы жизни и новые характеры.
Итальянские гуманисты: Пико Делла Марандола, Франческо Петрарка, Батиста Альберти — направляют свои интересы не на божественные, а на человеческие дела, преподносят разум, как главное орудие познания. Мир для них — сфера приложения человеческого разума и воли, а человек — как самодостаточная личность, велик и прекрасен. Лозунг Средневековья: «Бог может все» сменяется другим: «Человек может все!».
Раньше всех Возрождение проявилось в Италии. Эта страна находилась на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII веку здесь окрепли, помимо Рима, такие города как Венеция, Неаполь, Флоренция, Генуя, которые были независимыми республиками. Италия находится на острие исторического прогресса, здесь живы античные традиции, сохранились памятники великой античной культуры: храмы, дворцы, скульптурный портрет, древние рукописи.
Но не только это способствовало открытию нового типа личности. Шел глубинный процесс освобождения человека от феодальной зависимости. Формировалась городская культура, расцветали ремесла, развивались рыночные отношения, что требовало нового человека. Возникло желание создать гармоничную общественную среду, так называемый «идеальный город». Автор одноименного трактата Альберти, писал, что красота этого города должна быть рационально продумана с точки зрения архитектуры и благоустроена для всех социальных слоев. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности. Такая среда смогла бы сформировать и идеального человека, который представлялся как творчески активная, душевно спокойная, мудрая и величественная личность. Набор этих качеств составлял основу гуманистического идеала Возрождения.
Гуманисты были творцами новой системы знаний. Это не только великие писатели, художники, скульпторы, но и священники, юристы, купцы, ремесленники. Основная идея гуманизма заключалась в том, чтобы реальный, земной и внутренне свободный человек стал мерой всех вещей. Человек — это великое чудо, живое существо, достойное восхищения, — утверждал Пико Делла Мирандолла.
Не следует думать, что на культуру Возрождения перестали оказывать влияние христианские традиции. Но человек в эпоху Ренессанса перестал опираться только на небо. Он поверил в свои творческие силы, опираясь на традиции классической древности (античности). Платонизм стал притягательным философским учением, хотя его содержание и было очищено от догматики Средневековья.
Крупнейшим представителем новой культуры является великий итальянский поэт Данте Алигьери {1265—1321). Данте — автор «Комедии», получившей название «Божественной». В типичном для средневековья сюжете — путешествия поэта по Аду, Чистилищу и Раю, Данте сумел выразить новое личностное отношение к грешникам — героям поэмы.
Один из первых гуманистов Италии — Франческо Петрарка (1304—1374). Он стоит у истоков национальной итальянской литературы, является творцом новой европейской лирики. Его знаменитая «Книга несен» стала манифестом земного человеческого счастья. Ф. Петрарка в своем творчестве не только воспевает земную любовь, но и задумывается над противоречивостью своих чувств, анализирует свой внутренний мир, касается моральных и политических тем. Все это делает его одним из самых ярких гуманистов Возрождения.
Друг Ф. Петрарки — Джованни Боккаччо (1313—1375) — в отличие от него прозаик, автор психологических повестей и новелл. Вершина его творчества — бессмертный «Декамерон» — сборник реалистических новелл, в которых он показывает человека таким, каков он есть в соответствии с законами природы. Жизнерадостная, гуманистическая, сатирическая направленность новел Боккаччо была ударом по запретам христианской морали на чувственные радости, шла вразрез с религиозно-аскетическими догмами средневековья.
Появление в эпоху Возрождения личности яркой, творческой, универсальной, способной проявить себя в науке, в искусстве и в других видах деятельности стало реальностью. Вот почему мастеров Возрождения называют титанами.
Личность и творчество Леонардо да Винчи (1452—1519) обычно приводят в качестве примера «титанизма». Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, математиком, анатомом, ботаником, военным и инженером, изобретателем. Чертежи многих машин и механизмов, найденные в его рукописях, говорят о том, что он предвосхитил многие открытия механики и техники XIX века.
Другой великий мастер эпохи Ренессанса — Микеланджело Буонарроти (1475—1564) тоже был универсальной личностью: он прославил себя как скульптор, архитектор, художник и поэт.
«Певец Мадонн» — Рафаэль Санти (1483—1520) — третий из троицы наиболее знаменитых мастеров итальянского Высокого Возрождения, личность титанического склада: художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и декора.
«Северным Леонардо да Винчи» называют представителя немецкого Возрождения — Альбрехта Дюрера (1471—1528). Теоретик искусства, художник, выступающий и в технике резцовой гравюры, акварели, автор «Четырех книг о пропорциях», он ярко олицетворяет разносторонность, универсальность мастеров Ренессанса.
Вершиной французской литературы Возрождения является творчество Франсуа Рабле (1494—1553). Сказка-сатира «Гаргантюа и Пантагрюэль» принесла ему славу. В этом произведении Рабле сатирически изобразил феодальный мир. Подверг едкой критике средневековую схоластику и религиозный фанатизм. Писатель, опираясь на народные, фольклорные традиции, пропагандировал идеал гармонически развитой личности, утверждал гуманистическую систему воспитания.
Творчество Вильяма Шекспира (1564—1616) великого англичанина — обычно относят к позднему Возрождению. Автор многочисленных сонетов, комедий, трагедий и трагикомедий отразил в своем творчестве «сумерки Возрождения», когда пафос, радость и уверенность в близком прекрасном будущем у многих гуманистов сменилась разочарованием и даже ощущением трагичности бытия.
Испанское Возрождение дало мировой литературе творчество Сервантеса и Лопе де Беги. Сервантес создал новый тип эпического жанра — реалистический роман. Образ Дон Кихота стал нарицательным. Интеллигентный и наивный, трагичный и комичный, мудрый и безумный в своих действиях, Дон Кихот стал созвучен людям разных поколений своей искренностью, благородством чувств, незащищенностью. Это мечтатель, стремящийся достичь недосягаемого, неспособный разобраться в сложностях реальной жизни.
При анализе культуры Возрождения многие исследователи отмечают ее противоречивость. Есть основания говорить даже об «обратной стороне титанизма».
Противоречивость возрожденческого гуманизма нашла свое отражение в том, что многие гуманисты были приверженцами христианской веры и католической церкви, хотя и ставили авторитет античности выше ее догматов. Среди гуманистов было немало верующих, хотя они бичевали пороки и нравы священников и церковников. В искусстве эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских систем: маньеризма, барокко и рококо.
Маньеризм — (манера, стиль), стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Для художников этого направления характерно субъективное восприятие мира, ощущение его неустойчивости, трагичности, беззащитности человека.
Барокко — (странный, причудливый), направление в европейской дворянско-церковной культуры XVI века (Италия, Испания) — середины XVIII века (Венгрия, Славянские страны). Барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса. Возрождение перестало быть только итальянским феноменом. В Европе появилось новое многоликое движение — контрреформация, которое стремилось приостановить поступательное движение истории. Интеллектуальная революция XVII века была подготовлена философией Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, трудами Г.Лейбница.
Барокко — это стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. В живописи, архитектуре, художественной литературе — это преувеличенный пафос, импозантность, напряженная экзальтация, монументальность. Это способствовало появлению новых жанров искусства — оперы и балета. В мировой художественной культуре барокко представлено поэзией М.Ломоносова, Г Державина, трагедиями П.Кальдерона, архитектурными сооружениями Л.Бернини, В.Растрелли, портретами П.П.Рубенса, музыкой А.Вивальди и И.С.Баха.
Рококо — (раковина, узор из камней и раковин), западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Возникло и достигло расцвета в 20-40 гг. XVIII века во Франции. Рококо стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати, предметом ее эстетического наслаждения. Игривость, легкомыслие, остроумие, стали модой высшего света, и это нашло отражение в живописи, керамике, резьбе, архитектуре, ювелирных изделиях, безудержной росписи внутренних интерьеров зданий, росписях стен, плафонов и т.п.
В заключение следует отметить, что влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительным. Значение этой культуры проявилось не столько в произведениях искусства, сколько в открытии человека, способного оценить себя и быть самому себе опорой. Культура эпохи Возрождения восстановила античное понимание человека: человеческое достоинство определяется его делами здесь, на земле, а не в загробном мире. Господство строгой аскетической морали средневековья в обществе гуманистами было разрушено, хотя это имело не только политическое значение. Семена, посеянные гуманистической культурой в области образования, науки, дали всходы значительно позже, в последовавшее за Возрождением Новым временем.
Читайте также:
Средневековая культура
Культурное значение Реформации
Культура Нового Времени
Культура Европы рубежа XIX-XX веков
Культура Европы XX века
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей в соцсетях: